Проблемы идентификации почвы и грунтов

Иногда в процессе мониторинга почв сельскохозяйственного назначения возникает необходимость в идентификации плодородного слоя почвы или грунта. Зачастую это связано с процессом рекультивации территорий земельных участков, на поверхности которых произошло полное или частичное уничтожение естественного почвенного покрова. Либо плодородный слой почвы подлежит длительной химической и биологической ремедиации различными способами и долгое время не может быть использован.

В результате возникает необходимость в замещении отсутствующего почвенного слоя подходящим по качеству и безопасности, например снятого плодородного слоя в результате разрешенного площадного строительства. В таком случае аккуратно снятый бульдозером наиболее плодородный почвенный слой (мощностью не более 20см) согласно проекту наноситься на рекультивируемую поверхность.

Например, сильно загрязненные почвы территории несанкционированной свалки подлежат утилизации вместе с расположенным на ее поверхности мусором. Или часто встречающаяся ситуация с использованием скального грунта для засыпки и выравнивания ям при карьерных разработках открытым способом.

Возникает вопрос, а зачем же нужна идентификация почвы или грунта, если в данном случае подойдет любая качественная и безопасная почва, а также безопасный грунт с определенными характеристиками.

Однако подобная необходимость появляется в случае, если у сотрудников надзорных или правоохранительных органов возникают сомнения в самом осуществлении работ по рекультивации согласно проекту, либо нарушитель пытается убедить, что, согласно договору, был использован грунт, отвечающий всем необходимым характеристикам, а на самом деле это не так несмотря на то, что все соответствующие документы в полном порядке, но фактически это не так.

Как же в подобных случаях доказать использовался ли для выполнения работ указанный по документам грунт либо совсем другой, или была выполнена планировка именно взятым со строительства плодородным почвенным слоем либо почва была снята незаконно совсем с другого места.

Сразу хочется сказать, что «Идентификация почвы/грунтов задача сложная и неоднозначная. И самым логичным, и правильным в этой ситуации видится метод сравнения, а именно сравнения характеристик фактически использованного материала (почвы или грунта) с характеристиками, заявленного к использованию (почвы или грунта), а именно провести лабораторные исследования почвенного образца и его предполагаемого аналога на одни и те же показатели. Самым правильным представляется анализ на множество различных показателей и их количественное совпадение поможет провести идентификацию, но чем больше задействовать показателей, тем наиболее затратным финансово будет сам процесс. Следует учитывать, что не все показатели подойдут для целей идентификации.

 Поэтому для наиболее точного доказательства необходимо выбрать показатели, которые будут подтверждать идентичность либо четко указывать на разнородность почвы или грунта. Затрудняет задачу также момент перемешивания почвы или грунта, в образце который использовался для нанесения и планировки участка, потому, что в почве происходит частичное смешивание почвенных слоев, а в грунтах нарушается стратиграфическое залегание.

Хорошим индикатором могут служить основные показатели плодородия, но только в том случае если с момента работ прошло совсем не много времени. Если взять показатели: органическое вещество, рН водной вытяжки, рН солевой вытяжки, подвижный фосфор и обменный калий, то наиболее стабильными из них будут первые три показателя, что касается подвижного фосфора и обменного калия их количество с течением времени будет снижаться и может измениться существенно в сторону уменьшения особенно в используемом образце, поэтому от них лучше отказаться.

Другим интересным и наиболее стабильным может быть показатель гранулометрический или механический состав почвы или грунта. Стабильное процентное сочетание глинистой и песчаной фракции имеет все шансы для использования при идентификации сравниваемых образцов. Что касается тяжелых металлов, то лучше подбирать показатели наиболее стабильной валовой формы тяжелых металлов и отказаться от сравнения подвижных форм.

Наиболее перспективным представляется также еще два направления. Первое касается определения минералогического состава, этот анализ сложен и не все лаборатории могут его провести (в силу небольшой востребованности, редко кто аккредитован на этот лабораторный показатель). Этот показатель можно отдаленно сравнить с определением ДНК у человека при определении родства, микроскопические частички минералов красноречиво говорят о месте происхождения почвы или грунта. Если не представляется возможным определить минералогический состав можно выбрать другой показатель.

Вторым достаточно перспективным показателем для идентификации является удельная эффективная активность естественных радионуклидов, которая определяется с учетом биологического воздействия на организм человека основных радиоактивных нуклидов природного происхождения: радий (Ra226), торий (Th232), калий (K₄₀). Показатель удельная эффективная активность естественных радионуклидов является стабильным долгосрочным показателем и что самое главное незначительно изменяется с течением времени, и зависит от скорости полураспада и составляет от тысяч до миллионов лет. Период полураспада у радия составляет 1590 лет, у тория 1,39×1010 лет, у калия 1,3×109 (1,3×109 = 1300 000 000 лет). Если этот показатель отличается почти в 2 раза и более, можно с уверенностью сказать, что это разная почва или разные грунты, не имеющие между собой связи.

10 9 9

По всем интересующим вопросам обращаться в ФГБУ «Северо-Кавказская МВЛ» по адресам: город Ставрополь, Старомарьевское шоссе, 34, тел: 8 (8652) 28-32-72; 8 (8652) 28-16-53; город Пятигорск, ул. Мира, 49, тел: 8 (8793) 33-43-45.

 


None