Об использовании феромонов для выявления карантинных объектов в Ставропольском крае

Многократное увеличение объемов и интенсивности поступления на страны растительных грузов требует новых подходов к защите от заноса чужеземных вредителей и регулярного контроля в очагах ограниченно распространенных карантинных вредителей.

Анализ случаев первого обнаружения карантинных вредителей свидетельствует о невозможности их обнаружения традиционными (визуально, пищевыми приманками, светоловушками) методами в начальный период обоснования, когда их численность весьма незначительна. Обычно инвазивные виды выявляют лишь спустя годы после их заноса и обоснования.

Одним из достоверных и оперативных методов, в течение последних десятилетий целенаправленно успешно используемым во многих развитых странах мира, является феромонный мониторинг.

Специалистами отдела фитосанитарной экспертизы ФГБУ "Ставропольская МВЛ" разработана и внедрена в практику программа по выявлению карантинных вредителей с использованием феромонных и цветных ловушек в зонах наибольшего фитосанитарного риска. В ходе ее выполнения было применено 1010  феромонных ловушек.  В 2016 г. в зонах фитосанитарного риска (в местах выявления карантинных объектов) было обследовано всего 150172,99 га, в 2015 г. – 191535,96 га. Достаточно красноречивы данные о числе случаев обнаружения всего видового разнообразия карантинных вредителей.

Феромониторинг показал, что идет расширение очагов ограниченно распространенных карантинных вредителей (восточной плодожорки, картофельной моли, калифорнийской щитовки, азиатского подвида непарного шелкопряда).

Отдельно была изучена фенология листоверток, в том числе восточной плодожорки, так как регион Кавказских Минеральных Вод, Предгорный, Георгиевский, Кировский и некоторые другие районы Ставропольского края входят в зону достаточного  увлажнения, благоприятную для их развития.

В 2016 г. с этой целью феромонные ловушки размещали в частном секторе в ряде городов, сел и станиц при установлении среднесуточной температуры воздуха выше 12°С (пороговая для начала лёта бабочек 1 поколения). Обычно это происходит в первой и второй декадах апреля. Ловушки вывешивались в кронах деревьев семечковых и косточковых пород (яблоня, айва, слива, вишня) на высоте 1,5–2 м над уровнем почвы случайным образом в трех повторностях. Замену клеевых вкладышей проводили один раз в 10 дней. Всех отловленных бабочек плодожорок идентифицировали по анатомическим  признакам гениталий самцов.

1

Одновременно с феромониторингом проводили визуальное обследование садовых культур на выявление заселенности побегов и плодов гусеницами плодожорок. Наибольшее число поврежденных побегов было обнаружено на деревьях айвы и вишни, наименьшее – яблони, черешни и сливы. При этом листья на деревьях гусеницами плодожорки не повреждались. Установлено, что в условиях зоны восточная плодожорка развивается в четырех поколениях, что подтверждают многолетние наблюдения и выявление ее в частном секторе почти во всех районах края.

С помощью феромонных ловушек можно определить не только численность, периоды лёта бабочек, но и видовой состав чешуекрылых  вредителей плодовых культур, присутствующих в обследуемом регионе. Используя эти данные, можно своевременно организовать эффективную защиту сада.


None